Как незрячему выбрать профессию по душе?

Главная » СМИ о незрячих » Как незрячему выбрать профессию по душе?
5 февраля 2012

Звукорежиссер, юрист, преподаватель, психолог и даже агент по недвижимости - все эти профессии доступны инвалидам по зрению Нижнего Новгорода. Но, чтобы их освоить, незрячему надо приложить максимум усилий и получить хорошее образование. Герои социального проекта "От мечты к профессии", итоги которого были подведены на днях, на своем примере доказали: инвалид может стать настоящим профи.

Цель проекта - помочь сориентироваться в мире профессий слепым и слабовидящим старшеклассникам, - рассказала "РГ" председатель правления нижегородской общественной организации "Перспектива" Ирина Сумарокова ("Перспектива" объединяет родителей, чьи дети - инвалиды по зрению). - Выбрать профессию сложно любому школьнику. А ребенку, у которого есть проблемы со зрением, тем более. Схема трудоустройства в рамках Всероссийского общества слепых (ВОС) сегодня терпит поражение. Нужно искать альтернативу.

Чтобы знакомить незрячих детей и их родителей с доступными им профессиями, мы организовали клуб профессиональных встреч, несколько из них состоялось совсем недавно. Дети в непринужденной обстановке, за чашкой чая, общались с взрослыми слабовидящими людьми, у которых есть опыт работы вне системы ВОС.

По словам Сумароковой, гости клуба рассказывали о своей профессии. Кроме того, школьников консультировал психолог, чтобы выявить их склонности. В рамках проекта нижегородские журналисты сняли фильм "Мой ориентир в мире профессий". Он рассказывает об инвалидах, которые сумели состояться в профессии и выйти за пределы предприятий для слепых. Этой же теме посвящен тематический буклет, изданный в рамках проекта. Эти материалы родители слепых подростков могут бесплатно получить в "Перспективе".

Один из участников прошедших встреч - Сергей Комазин. Инвалидность I группы не помешала ему стать директором по развитию торгового дома. Хотя изначально Комазин был слесарем-сборщиком на конвейере. - Параллельно я начал работать агентом по недвижимости, - вспоминает он. - Работа шла хорошо. Я заключал несколько сделок в месяц. Меня стали переманивать в другие фирмы. Руководитель сделал меня директором филиала. Потом я открыл свое дело. Сегодня торговый дом, возглавляемый Сергеем, объединяет несколько агентств - туристическое, юридическое, по ремонту. В свободное время предприниматель еще и строит дачу своими руками.

О том, как музыкальные способности могут помочь в жизни, ребятам рассказал другой герой проекта Василий Чернышев. Он несколько лет поет в одном из кафе города, преподает музыку детям, делает аранжировки и записывает фонограммы. Василий увлекся музыкой в детстве: играл в духовом оркестре, пел в хоре. Несмотря на врожденный недуг, окончил Нижегородское музучилище и Владимирский пединститут.

Еще один участник встреч - Дмитрий Балыкин - пример того, что инвалид может помочь не только себе, но и другим. Он с красным дипломом окончил юрфак ННГУ. Читать законы приходилось по азбуке Брайля, учебники озвучивала программа-синтезатор речи. Дмитрий руководит юридической группой в нижегородской общественной организации инвалидов "Инватур", консультирует людей с ограниченными возможностями, делает юридическую программу на радио.

- Главное - показать родителям, что у их детей может быть счастливая судьба, - говорит Сумарокова. - Если есть интересная работа, ограниченные возможности можно преодолеть.

Незрячим и слабовидящим доступны, в частности, педагогические профессии. В Нижегородском государственном педагогическом университете они учатся на преподавателей русского языка и литературы, математики, истории. К сожалению, есть и ограничения: на учителей химии и биологии инвалидов по зрению не учат. А в ННГУ имени Н.И. Лобачевского слабовидящие могут обучаться на психологов, социологов, юристов. Некоторые оканчивают факультет вычислительной математики и кибернетики.

- Для инвалидов по зрению доступны многие гуманитарные и педагогические профессии, - продолжает Ирина Сумарокова. - Поскольку обучение в вузах интегрированное, инвалиды занимаются в группах с остальными студентами. Только лекции они записывают на диктофон или по системе Брайля. Напечатать диплом или курсовую работу им помогут в тифлоинформационном центре ННГУ. Многие инвалиды с успехом оканчивают Нижегородский музыкальный колледж имени Балакирева.

Источник: rg.ru

Размер шрифта — AAAA