30 июня 2017
ЭКСКУРСИЯ
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ГАГИНСКОГО РАЙОНА.
21 июня 2017 года большая группа членов местной организации ВОС и их родных отправилась в Гагинский район, чтобы познакомиться с местными достопримечательностями. Дорога была не близкая. Погода не радовала теплом, моросил дождь. Но чем ближе мы подъезжали к Гагину, тем чаще стало выглядывать солнышко, тучи разошлись, дождик почти прекратился.
Здесь нас встречала и экскурсовод. Началось наше знакомство с усадьбой рода Пашковых.
К сожалению, великолепный дом семьи Пашковых сгорел в 1994 году. Но даже то, что осталось от дома на данный момент, впечатляет очень сильно! Величественные руины некогда потрясающего по внешней красоте и внутреннему убранству дворца стоят среди живописного парка как немой укор человеческой беспечности или даже преступности.
Усадьба в Ветошкино была приобретена семьей Пашковых в конце XVIII века. Данная усадьба была приданым Дарьи Ивановны Мясниковой, наследницы богатых землевладельцев и заводчиков, которая в 60-х годах XVIII века вышла замуж за коллежского асессора Александра Ильича Пашкова, представителя дворянского рода Пашковых. Размер всего наследства Дарьи Ивановны по тем временам был огромным, после смерти отца ей осталось 19 000 крестьянских душ, земли на Южном Урале, рудники и четыре богатых железоделательных завода.
После смерти Александра Ильича и Дарьи Ивановны имение в Ветошкине перешло по наследству их среднему сыну, Василию Александровичу, крупному государственному деятелю своего времени, ставшему членом Государственного совета Российской империи. Он выгодно женился и стал одним из богатейших российских помещиков. Пашковы имели только в Санкт - Петербурге 7 дворцов, а ещё поместья в странах Европы, резиденции в разных губерниях Российской империи, в том числе и в Нижегородской.
Дворец, руины которого в наши дни можно увидеть в Ветошкине, построен усилиями сына Василия Александровича, Александром Васильевичем Пашковым. Строительство было долгим, чуть ли не сорок лет, завершилось в 1868 году. Сам Александр Васильевич умер также в 1868 году, можно сказать, что этот дворец был делом его жизни, хотя, кроме этого, у него было немало успехов на военном поприще, он дослужился до генерал-майора и был награждён за мужество и отвагу множеством орденов, причём, не только российских.
Дворец огромный, в нём было больше 150 комнат, с богатым интерьером. Здесь были дубовый зал с инкрустировнными панелями, белый, розовый и зеркальный залы, мраморные и резные дубовые лестницы, был отапливаемый зимний сад. Вообще система отопления была передовой для того времени, в доме была всего одна печь, которая согревала весь дом посредством воздуховодных каналов. Также в доме был и свой водопровод из привозимой родниковой воды и большой резервуар с водой на случай пожара.
Интересно, что в советские годы во дворце Пашковых располагался сельскохозяйственный техникум и вплоть до 90-х годов прошлого века многое из внутренних интерьеров было сохранено. К сожалению, пожар мало что оставил после себя.
Но что удалось сделать в последнее время - это частично расчистить подвалы под домом. Северо-западная часть дома как будто парит над этими террасами, стоящими на высоком постаменте погребов. Раньше это были винные погреба хозяев усадьбы, сейчас здесь можно увидеть уголок алхимика, гончарную мастерскую, а также, конечно, и винные полки.
Здесь же нас угостили вином, изготовленным из ягод местных виноградников.
В 2006 году усадьба была передана в частные руки. Были произведены реставрационные работы – освобожден от гор мусора парк, расчищена территория и терраса, выложенная брусчаткой ещё в 19 веке, отреставрированы некоторые помещения.
А вот перед нами бывший гостевой дом. Он отреставрированный. Сейчас здесь тоже можно остановиться на ночлег, как и раньше.
В небольшой кухне постояльцы могут что-нибудь приготовить. В столовой есть камин.
В гостиной, расположенной с другой стороны от лестницы, ещё один камин и чайный уголок (сегодняшний хозяин усадеб в Баронском и Ветошкино является и владельцем холдинга «Синь России», в состав которого входит Гжельский завод).
В бывшем погребе-хранилище с ледником, выполнявшим роль огромного холодильника, сейчас устроен небольшой музей - здесь можно увидеть остатки перил дубовой лестницы, некоторые мраморные детали из дворца, на стенах висят фотографии бывших владельцев усадьбы и копии разных документов, а также фотографии ещё целого дворца до пожара.
Здесь же в небольшой комнате - коллекция чайников, принадлежащая частному лицу, которую он решил не прятать, а показать людям.
Удивительное место – усадьба рода Пашковых. Здесь в воздухе словно витает былое величие, торжественность и одновременно грусть по всему ушедшему. Когда мы уезжали, выглянуло солнышко, хотя весь день был дождливым. Может быть, это знак того, что не все потеряно для этой величественной усадьбы? И ещё возродится она? И будет встречать своих гостей во всей своей красоте? Надеемся!
От села Ветошкино всего за несколько минут мы доехали до поселка Баронский. Здесь находится усадьба барона Жомини.
С самого начала удивили её размеры – от въездных ворот господский дом едва просматривался. Вся усадьба занимает 22 гектара земли.
Практически сразу от въездных ворот начинается этническая деревня.
Здесь расположились дома – мини-этнические музеи, в которых разместили старинные предметы быта, которые подарили жители окрестных сел и деревень. Это дом знахарки – травницы, дом рыбака, дом пчеловода, дом охотника, дом ткачихи и даже шинок, где угостили нас медовухой.
А вот и дом барона Жомини.
Интересной личностью с удивительной судьбой был этот барон Жомини - военный теоретик, военный писатель, причём французский и русский, историк. Родился он во второй половине XVIII века в Швейцарии, служил в период революционных войн командиром батальона в швейцарской армии, затем с 1804 года - волонтёром во французской. Работая конторским служащим в парижской фирме, самостоятельно занялся изучением военной науки и написал трактат, посвящённый сравнительному исследованию кампаний Фридриха Великого и Наполеона Бонапарата. Наполеон прочитал эту книгу и присвоил Антуану Анри Жомини звание полковника. Жомини сделал успешную военную карьеру во французской армии, пройдя путь от адъютанта до начальника штаба у генерала Нея, ему было пожаловано баронство за заслуги во время франко-прусско-русской войны 1806-1807 годов. Но в дальнейшем у барона А.А. Жомини возникли разногласия с сослуживцами и руководством, и он, написав письмо Александру I и получив согласие последнего, через некоторое время перешёл на службу Российской империи.
Генерал-адъютант Генрих Вениаминович Жомини, как стали называть его в России, принимал участие в разработке различных военных проектов, в том числе, и в планировании русско-турецкой и Крымской войн, писал книги по военной теории и истории. Г.В. Жомини - один из авторов проекта по организации высшего военно-образовательного учреждения, в котором могли учиться офицеры Генерального штаба, позже названного Николаевской Академией Генерального штаба.
За прилежную службу в России барону императором Александром I было пожаловано имение в Нижегородской губернии. Строительство этого каменного дома началось в 1813 году. Посёлок около имения барона называли Баронским, это название сохранилось до наших дней, хотя бароны здесь давно не живут.
Барон долгое время жил в этом доме, в гостях у него, возможно, бывал А.С Пушкин, Ф.И. Тютчев, князь Горчаков и многие другие. Потом Генрих Вениаминович чаще бывал здесь наездами, с 1837 года он был назначен преподавателем стратегии наследнику российского престола, будущему императору Александру II. В 1855 году барон переехал за границу, прожил долгую жизнь, дожив почти до 90 лет, умер в 1869 году в Париже. В этом доме жили его сыновья, Александр, ставший русским дипломатом, и Карл (Николай) Жомини, который служил адъютантом генерал-фельдмаршала И.Ф. Паскевича.
С этого прекрасного резного балкончика открывается чудесный вид вдаль, вдоль липовой аллеи, в сторону реки Пьяны.
Дом сейчас жилой и доступа для посетителей нет. Его интерьеры можно посмотреть только на фотографиях.
В советские годы усадьба переживала нелёгкие времена, в доме содержали заключённых, в годы войны в нём жили эвакуированные. Было тут и колхозное правление, и кафе с сауной, только хорошего хозяина не было. И только после того, как усадьбу приобрёл нынешний владелец, здесь произошли разительные перемены. Он вернул исторический облик красивому дому и парку, но не закрыл ворота на крепкий замок, а разрешает любоваться на эту красоту и своим согражданам.
Осмотр усадьбы продолжался, и мы направились к пруду, по дороге встретив то ли дозорного, то ли Бабу Ягу и кота учёного на дереве.Вокруг небольшого прудика - беседки, в которых можно посидеть и фотографироваться дружной компанией, через овраг перекинут очень шаткий мостик, как в горах.
Неожиданно было увидеть аллеи из огромных лиственниц и виноградник, весьма оригинальные растения для нашей полосы. Ещё при бароне посадка деревьев была спланирована очень интересным образом - квадратами, то есть высокие лиственницы окружают достаточно большую площадь, а в середине - плодовые деревья, которые защищены от погодных катаклизмов этими высокими хвойными деревьями. До сих пор устройство сада сохранилось, в квадратах между лиственницами высажены яблони. Экскурсовод рассказала, что в урожайный год яблок бывает очень много, их раздают людям, приезжающим сюда на экскурсии.
Вроде бы, что там смотреть: парк, аллеи, а ходили мы по усадьбе Жомини полтора часа, даже немного устали. Но зато не могли надышаться чистейшим воздухом! Благо, день разгулялся, ярко светило солнышко.
На обратной дороге остановились в Лукоянове, пообедали, и до самого Арзамаса пели песни. Вечером мы были дома и делились с родными впечатлениями о поездке.
Поездку организовала Щенникова Нина Анатольевна
Фотоотчет составила Кочешкова Татьяна Васильевна
Дом сейчас жилой и доступа для посетителей нет. Его интерьеры можно посмотреть только на фотографиях.